Саратовские глубины
21 ноября 2013, 12:28Автор: Сергей Щукин Версия для печати оцените материал +8
Для многих жителей Саратовской области наш регион остается неизведанной землей. Мы неплохо ориентируемся в Саратове, Энгельсе, Москве и даже турецкой Анталии, но совершенно не знаем родную глубинку. И потому не видим в ней ничего интересного, и потому так часто рвемся уехать отсюда, как только выпадет свободная минута. В то же время другие, «знающие» саратовцы сталкиваются с тем, что просто не могут добраться до интересующих их развалин церквей или святых источников. «Четвертая власть» попыталась разузнать, где можно хорошо отдохнуть, а заодно пропитаться патриотизмом, не покидая пределы Саратовской области. Путь саратовского туриста интересен, но тернистМестные турфирмы с радостью отвезут саратовцев на золотые пляжи Турции или античные развалины Греции, но не слишком готовы везти их за пару сотен километров в Аткарский или Воскресенский районы. Вернее готовы, но в основным по одним и тем же направлениям.
«В Саратовской области у нас не так много мест, куда есть маршруты - это город Хвалынск плюс национальный парк, туда довольно часто ездят, там есть на что посмотреть и природа красивая. Мы туда едем одним днем, - рассказал
Денис Овчинников из турагентства «Путешествия по России и сокровища Поволжья». - Еще есть место приземления Гагарина, куда ведет очень плохая дорога - там к 50-летию поставили несколько бюстов космонавтов, а также стела. Еще мы возим на страусиную ферму в Лысогорском районе. Мест-то у нас еще много, но надо все развивать. Нет особого предложения, и поэтому нет особого спроса», - рассказал он.
Мест, действительно, хватает. Министерство спорта и туризма Саратовской области насчитало порядка 50 туристических маршрутов в регионе: тут тебе и экскурсия по православным храмам, и сплав на байдарках по Хопру, и велосипедный маршрут к соляным озерам Эльтон и Баскунчак, и пешеходный маршрут к Моховому болоту. Все это есть, но не стоит забывать, что туризм не может быть развит лучше, чем другие сферы хозяйства.
Перечислим проблемы нескольких таких потенциально привлекательных для туриста мест и основные проблемы, которые мешают им таковыми стать.
- Место приземления первого космонавта Земли Юрия Гагарина - стоящие в поле стела и бюсты. Несмотря на то, что объект расположен сравнительно недалеко от областного центра и Волги, дорога, ведущая к нему, находится в неважном состоянии, плюс автомобильные пробки на мосту Саратов-Энгельс - вот и получается, что туда ездят в основном школьники.
- Кудеярова пещера в Новобурасском районе возле села Лох - искусственно вырытая пещерка в горе, ее связывают с атаманом Кудеяром, чья ватага обитала в этих местах на рубеже XVI и XVII веков. Где-то там, по легенде, разбойники зарыли свой «огромный» клад. Самого Кудеяра якобы лоховчане до сих пор встречают в лесах. Рядом протекает речка Соколка с оранжевой водой из-за примесей горных пород. Там также бывают в основном школьники, поскольку инфраструктуры никакой нет, а ехать туда исключительно ради пещеры и речки не многие захотят. В планах правительства - создание туристической деревни «Кудеярова тропа».
- «Моховое болото» в Новобурасском районе - самое южное торфяное болото юго-востока России. Там произрастают уникальные для региона растения и обитают уникальные животные. Но всю эту уникальность и сенсационность видят только ученые и гиды - простые саратовцы заметят лишь луг посреди леса. Опять же нужна инфраструктура, и, главное, хорошо подготовленные экскурсоводы, а их не хватает.
- Дьяковский лес в Краснокутском районе - уникальный реликтовый лес, расположенный на песчаной равнине посреди степи. Там же обитает одна из самых больших популяций дрофы. Разработкой этого маршрута пока не занимались.
- В ряде степных районов области весной расцветают поля диких тюльпанов - во-первых, сложно угадать дни, когда цветы распустятся, а во-вторых, туда невозможно доехать на автобусе, потому что нужно долго идти по полю.
- Хвалынский район с его природным парком, горнолыжным курортом и музеями - цена заоблачная и уже приближается к мировому уровню.
- Сплавы на байдарках по малым рекам области - слабо развиты, в основном речь идет о самодеятельном туризме. Кроме того, большие проблемы возникают с инвентарем. Байдарки, которые редкие фирмы все же дают напрокат, приходится латать на месте.
Также на территории области раскидано много старинных заброшенных зданий, по которым могут полазить любители истории: кирки, православные храмы, мельницы, заводы, но туристические автобусы, даже если бы и смогли проехать в эту глубинку, не станут этого делать из-за отсутствия рентабельности. Да и потом здания эти уже давно одряхлели, пошли трещинами и потому таят в себе немало опасностей для туристов. Какая турфирма будет брать на себя такой риск?! Еще можно отметить, что фирмы готовы возить саратовцев по родному краю в основном в летний период.
Тем не менее, согласно официальной статистике ситуация во внутреннем туризме понемногу налаживается, так в 2012 году регион посетили на 86,42 тыс. туристов больше, чем в 2011 году - всего порядка 503 тысяч человек.
По киркам, церквям и мечетямВыходит, что до многих интересных мест в регионе пока можно добраться лишь на собственных автомобилях. Наиболее неугомонные саратовцы кооперируются и создают клубы по интересам, ведь толпой ездить по глубинке и безопаснее и веселее. Благодаря социальным сетям «бросить клич» совсем не сложно. Около 2,5 лет назад несколько девушек на автомобилях решили поездить по области, они сообщили о своем желании через интернет, к ним начали подтягиваться другие автомобилисты и вскоре на свет появился некоммерческий проект Fairing club. Его организаторы и большие любители истории
Ирина Альбицкая и
Андрей Косяков ищут по различным источникам информацию о заброшенных храмах в саратовских селах, выкладывают на страничке в соцсети данные об объекте, его фотографии и особенности маршрута, после чего им остается лишь ждать желающих присоединиться к ним автомобилистов. Впрочем, берут они и пеших саратовцев, в автомобилях, как правило, находится несколько свободных мест. К горожанам, желающим отправиться в такой «тур выходного дня», предъявляется несколько требований: это должны быть взрослые люди или дети в сопровождении взрослых, которые бродят по развалинам на свой страх и риск.
По словам Ирины Альбицкой, в области очень много красивых заброшенных зданий. Если в советские времена все эти кирки и церкви задействовались в хозяйстве и как-то латались - их использовали как склады или гаражи, то с распадом СССР они оказались никому не нужны и стали стремительно разрушаться. Получается, что наше поколение может быть последним их свидетелем.
«У нас огромное количество интересных мест, вот смотрите, мы уже откатали 16 маршртутов, каждый маршрут - это порядка пяти точек, сейчас мы можем, сильно не заморачиваясь, написать еще с десяток, - рассказала руководитель клуба. - Например, под Петровском у нас стоит огромный конезавод. Вы знали о том, что у нас в области был крупнейший конезавод, на котором разводили орловских рысаков?!»
У Ирины Альбицкой и Андрея Косякова есть свои любимые места в регионе. У девушки это развалины когда-то очень красивой католической церкви Девы Марии в селе Каменка Красноармейского района, храм с наклоненной башней в селе Логиновка Краснокутского района (его называют саратовской «Пизанской башней») с самодельными уникальными фресками на стенах. А Андрей долго показывал на своем телефоне фотографии старинной деревянной церкви в Аткарском районе.
Особое место в архитектурном наследстве занимают различные католические и лютеранские храмы, доставшиеся нам в наследство от немецкого Поволжья. Гости из Германии, которым показывают их, не перестают удивляться постройкам и даже утверждают, что кирки в Саратовской области на порядок больше по размеру, чем в их стране. Немецкие инвесторы готовы восстанавливать храмы, где когда-то молились их предки, однако наталкиваются на бюорократические сложности - в стране пока нет четкого механизма оказания подобной помощи. Что говорить об иностранцах, даже если сами саратовцы не могут просто так помочь рассыпающимся храмам.
«На такое здание даже табличку просто так нельзя повесить, которая бы рассказывала какие-то минимальные данные о нем: название, год постройки. У нас был спонсор, который хотел повесить такие таблички, но оказалось, что на каждый объект нужно заказать историческую справку, что стоит денег,- загибает пальцы Ирина Альбицкая, маркетолог по профессии. - Надо чтобы табличка соответствовала определенным требованиям, если хоть одна буква там будет не такая, как положено - это чревато большими штрафами. А если просто подойдешь и повесишь, то ты попадаешь на штраф автоматом. То есть фактически стоимость этой таблички будет тысяч по 50 каждая».
Что касается заброшенных православных храмов, то восстанавливать их зачастую не имеет смысла, поскольку они стоят в вымирающих деревнях. Здания, которые расположены вдоль оживленных трасс, еще можно было бы спасти, организовав в них музеи народных промыслов или сувенирные лавки, но вряд ли в ближайшие годы у государства найдутся на это деньги. При этом путешественники отмечают, что все некогда заброшенные мечети в регионе были отреставрированы и восстановлены - мусульманское население Саратовской области неуклонно растет и ему требуется все больше мест для молитвы.
Единственное, что сегодня автотуристы могут сделать для заброшенных церквей - это рассказать о них как можно большему числу людей, пробудить в людях интерес к родной земле, к своей истории. Принцип Fairing club: давать людям минимум информации об осматриваемом объекте, чтобы, приехав домой, они начали искать о нем статьи в Интернете или пошли в краеведческий музей.
«Мы пытаемся привести людей, показать им, подвести к этим объектам вены и артерии, я это так называю. А если есть вены и артерии, значит, рано или поздно сердце объекта забьется», - уверен Андрей Косяков.
«Вдали от городской суеты»Еще один зарождающийся вид внутреннего туризма в Саратовской области -это сельский туризм, он же экологический, он же агротуризм. Появился он в странах США и Европы еще в 70-х годах XX века и предназначался для людей, которые «устав от городской сеты» хотят приобщиться к «простым деревенским радостям», вроде дойки коров или похода за грибами. Для этого они ехали в сельские гостевые домики, где вставали с петухами, пили парное молоко, купались в речке и т.д. и т.п. Типичный сельский турист - это дядя Федор из советского мультфильма «Простоквашино». Сейчас в странах Европы, например, в Италии, больше половины горожан предпочитают отдыхать именно таким образом. В нашей стране сельский туризм пока также развивается под этими западными лозунгами, хотя очевидно, что он должен переродиться во что-то свое родное и неповторимое. К «деревенским радостям» саратовцы и так активно приобщаются все лето на дачах, а те, кто не приобщается, почти наверняка проводил каникулы в каком-нибудь селе в гостях у бабушки и насмотрелся вдоволь этих радостей. Да и, в конце концов, города Саратовской области никак нельзя назвать крупными мегаполисами, в них всегда можно найти место, где порыбачить или пособирать грибы.
Власти России пока тоже, по всей видимости, не видят больших перспектив сельского туризма, не разработана в России и соответствующая законодательная база, и первопроходцам этого дела приходится действовать на свой страх и риск, набивая шишки и учась на ходу. В Саратовской области известно о 16 объектах сельского туризма - это сельские дома, туристические базы и агротуристические хозяйства.
Этим летом в селе Воскресенское Воскресенского района на берегу Волги индивидуальный предприниматель
Татьяна Трусова открыла мини-отель «Крылатый». Несколько лет назад она купила там половину коттеджа для своих родителей, когда те скончались, перед ней встал вопрос, что делать с этой недвижимостью дальше. Татьяна открыла там небольшую гостиницу и вскоре заметила, что у нее стали останавливаться не только командировочные, но и просто любители тишины.
«Приезжающие говорили мне в один голос: «Как классно у вас отдыхать! Вот бы сюда приехать просто покупаться в реке, порыбачить, побродить по лесу. А потом приехала женщина со своей дочерью, которая закончила школу, и находилась в депрессии после сдачи всех этих ЕГЭ. Они у нас отдохнули недельку и уехали совершенно обновленными, отдышались. Женщина не могла нарадоваться, говорила, что ее дочь воскресла, - рассказала Татьяна Трусова. - Они не просили никаких развлечений: только спали, просыпались под пение петухов, гуляли по лесу и катались на лодке. После этого я поняла, что этот вид отдыха нужен. Мы стали развиваться».
Трусова выкупила вторую половину дома, теперь она готова была предложить туристам бунгало на 12 мест, а помимо чисто сельских развлечений в список услуг мини-отеля вошли катание на водных лыжах, квадроциклах, таблетках и лошадях, а зимой на снегоходах и лыжах. Любителям сельской экзотики могут даже предложить подоить козу, живущую у соседей, впрочем, пока таких желающих не нашлось. Неподалеку располагается святой источник «Белый ключ», вода которого богата кальцием и серебром.
Сейчас это предприятие «сидит» в долгах, но предпринимательница верит, что когда-нибудь оно станет рентабельным. Заказы понемногу поступают, на новогодние праздники все места в мини-отеле «Крылатом» уже заняты. «Больше всего к нам приезжают люди из Саратова, но были и из Москвы, Балаково, Самары, Воронежа», - перечисляет Татьяна Трусова.
Если мини-гостиница «Крылатый» ориентируется в основном на активных людей, то
Людмила Исупова, создающая сельский туристический комплекс «Бакурский исток» в селе Юматовка Екатериновского района, хочет привлечь к себе на отдых старшее поколение, скучающее по деревенскому быту, а также небольшие группы друзей. Планы у Людмилы поистине громадны: выкупить в селе целую улицу заброшенных домов, и сделать из них домики для туристов, устраивать различные русские народные забавы, вроде игры в городки, и фольклорные праздники, обряды. Юматовка стоит на берегу пруда, в котором водится много карасей, поблизости есть залежи желтой и белой глины, женщины охотно используют их в косметологии. В настоящее время у Исуповой есть лишь один дом, доставшийся ей от дедушки. Его отреставрировали, приняли несколько пробных групп туристов.
«Поскольку у нас дом рассчитан на 5 человек, все они спят в одной комнате, поэтому мы определились, что наш контингент - небольшие корпоративные группы, либо семья, - рассказала Людмила Исупова. - Мы предлагаем рыбалку, купание в пруду, велосипедные прогулки, баньку, и, естественно, деревенские продукты, и тишину, покой. Приняв пробные группы, мы определились, что отдых в 2-3 дня нам не подходит, другое дело, когда приезжают на неделю или на месяц».
По словам Исуповой, в Екатериновском районе немало фермеров, которые должны вкладываться в развитие сельского туризма, но для этого необходима поддержка местных властей, хотя бы организационная. Если областные власти проводят по этому вопросу семинары с участием специалистов, дают различные рекомендации, то районным чиновникам до туристов нет дела. «Я не ощущаю поддержки ни со стороны районного руководства, ни со стороны муниципалитета. Они там то за урожай борются, то власть все время меняется - в общем, все время не до меня и не до деревенского туризма», - сетует Людмила Исупова.
По сути, у всех активистов сельского туризма, сидящих в турфирмах, в правительстве или в деревнях общие задачи: максимум - вдохнуть новую жизнь в саратовскую глубинку, привить любовь к родному краю, минимум -оторвать горожан от телевизоров и компьютеров, показать им, что существует много других способов проведения досуга. В конце концов, именно где-то в глубинке, на земле предков, и зарождаются глубинные чувства - такие как патриотизм, о котором сейчас много говорят.
Источник: «Четвертая власть»